Критерии для оценки техник Тошу в Танто Рандори, Танто Рандори лайт и Тошу Рандори (Приложение 2)
Критерии, применимые к атэми ваза, относятся как к Тошу, так и к Танто (в случае применения каэси ваза).
Юко
Ваза ари
Иппон
1. Шомен атэ
Тошу находится в устойчивой позиции и значительно выводит оппонента из равновесия
Тошу решительно бросает оппонента, но не удерживает устойчивую стойку, или он стоит в устойчивой стойке, но броску недостает силы.
Тошу находится в устойчивой стойке и бросает оппонента лицом вниз, на бок или на спину. Как правило, Тошу может использовать вторую руку и придерживать оппонента за спину или ягодицы.
Как правило, Тошу должен остаться стоять, однако также приемлемым является кувырок вперед после броска оппонента. Разрешается помещать другую руку на спину или ягодицы оппонента, если другие способы воздействия не разрешены Положением или Регламентом о соревновании.
2. Айгамае атэ
Аналогично шомэн атэ
Аналогично шомэн атэ
Аналогично шомэн атэ
3. Гякугамае атэ
Аналогично шомэн атэ
Аналогично шомэн атэ
Аналогично шомэн атэ
4. Гедан атэ
Аналогично шомэн атэ
Как правило, аналогично шомэн атэ. А также, если Тошу не продолжает передвижение по татами или на бросок оппонента уходит две и более секунды.
Тошу находится в устойчивой стойке и мгновенно бросает оппонента или бросает его при помощи непрерывного передвижения по татами.
Запрещается применять гедан атэ как жертвенную технику или захватывать пальцами оппонента для его удержания и поднятия.
5. Уширо атэ
Тошу находится в устойчивой стойке и значительно выводит оппонента из равновесия
Аналогично шомэн атэ.
Аналогично шомэн атэ.
Запрещается применять уширо атэ с удержанием или подниманием оппонента, а также, используя ногу в качестве точки опоры, бросать оппонента через нее без передвижения, если иное не указано в Положении или Регламенте соревнований.
6. Оши таоши
Тошу сохраняет устойчивую стойку и выводит Танто из равновесия при помощи «джодан но цукури» на две секунды или более, не оставляя возможности для контратаки, а также если Танто вынужден выйти за границы соревновательной зоны.
Тошу наклоняет Танто вниз таким образом, что тот касается татами как минимум одной частью своего тела, т.е. рукой, коленом и т.д.
Аналогично ваза ари, но Тошу контролирует локоть Танто в течение двух секунд или более без возможности контратаки.
Юко
Ваза ари
Иппон
7. Удэ гаеши
Тошу находится в устойчивой стойке и значительно выводит Танто из равновесия.
Аналогично юко, но вывод из равновесия сохраняется в течение двух секунд или более при помощи движения тела, или если Тошу бросает Танто, но ему не удается сохранить устойчивую стойку в процессе выполнения техники.
Аналогично юко, но Тошу сохраняет равновесие при броске Танто.
Применение удэ гаеши в форме аналогичной котэ гаеши, когда рука Танто уводится от его тела, запрещено из-за риска травмы.
8. Хики таоши
Тошу сохраняет устойчивую стойку, а Танто выведен из равновесия таким образом, что его голова оказывается очень близко к земле.
Аналогично юко, но Тошу вынуждает Танто коснуться татами как минимум одной частью тела, т.е. рукой, коленом и т.д.
Аналогично ваза ари, но Тошу удерживает контроль над Танто в течение двух секунд или более, а также, когда Танто упал на татами.
9. Удэ хинери
Тошу сохраняет устойчивую стойку, при этом рука Танто обработана и он выведен из равновесия таким образом, что его голова оказывается очень близко к земли.
Аналогично юко, но затем Тошу вынуждает Танто коснуться татами хотя бы одной частью тела, т.е. рукой, коленом и т.д.
Аналогично юко, но Тошу удерживает контроль над Танто в течение двух секунд или более. Или в процессе техники, Танто выполняет страховочное падение (укеми).
10. Ваки гатаме
При применении техники рука Танто прямая и он выведен из равновесия. В то же время Тошу продолжает двигаться.
Аналогично ваза ари, но Тошу удерживает контроль над Танто в течение двух секунд или более.
Запрещается стоять на месте и применять давление непосредственно на локоть Танто. Однако разрешается применять давление, чтобы вывести человека из равновесия в процессе передвижения с целью применения правильной техники, как в базовой технике.
11. Котэ хинери
Тошу сохраняет устойчивую стойку и значительно выводит Танто из равновесия.
Аналогично юко, но Тошу вынуждает Танто коснуться татами как минимум одной частью тела, т.е. рукой, коленом и т.д.
Аналогично ваза ари, но Тошу удерживает контроль в течение двух секунд или более, а также, когда Танто упал на татами.
12. Коте гаеши
Тошу сохраняет устойчивую стойку и полностью выворачивает кисть Танто, чтобы вывести его из равновесия.
Аналогично юко, но Тошу вынуждает Танто коснуться татами коленом.
Аналогично ваза ари, но Тошу удерживает контроль в течение двух секунд или более. Или из позиции юко или ваза ари тошу бросает Танто.
Юко
Ваза ари
Иппон
13. Тенкай коте хинери
Тошу сохраняет устойчивую позицию и выворачивает кисть Танто, значительно выводя его тем самым из равновесия. Или если после разворота Тошу, Танто вынужден выйти за границы соревновательной зоны.
Аналогично юко, но Тошу наклоняет Танто, вынуждая его коснуться татами хотя бы одной частью тела, т.е. рукой, коленом и т.д.
Аналогично ваза ари, но Тошу контролирует Танто в течение двух секунд или более.
14. Тенкай котэ гаеши
Тошу находится в устойчивой стойке, контролирует кисть Танто и поворачивается сбоку от него, значительно выводя Танто из равновесия. Или, если после поворота Тошу, Танто вынужден выйти за границы соревновательной зоны.
Аналогично юко, но Тошу вынуждает Танто коснуться татами хотя бы одной частью тела, т.е. рукой, коленом и т.д. Также если Тошу контролирует кисть Танто и бросает его, или если он сохраняет вывод из равновесия и вынуждает Танто выйти за границы соревновательной зоны, но при этом Тошу не удается сохранить равновесие.
Тошу сохраняет устойчивую стойку при броске Танто.
15. Маэ отоши
Тошу стоит в устойчивой стойке и значительно выводит Танто из равновесия. В данной технике разрешается использовать бедра, но только не для того чтобы поднимать и переносить Танто.
Аналогично юко, но Тошу вынуждает Танто коснуться татами по крайней мере одной частью своего тела, т.е. рукой, коленом и т.д.
Аналогично ваза ари, но Тошу контролирует Танто в течение двух секунд и более при помощи движения тела, или вынуждает его выполнить страховочное падение.
Запрещается использовать стеми ваза (жертвенные техники) или кацуги ваза (техники с переносом).
16. Суми отоши
Тошу находится в устойчивой стойке и значительно выводит Танто из равновесия.
Бросок Танто или его падение на ягодицы, но при этом Тошу не сохраняет устойчивость стойки.
Аналогично ваза ари, но Тошу остается стоять и с силой бросает Танто. По завершении техники Тошу сохраняет устойчивую стойку (ему разрешается опуститься на одно колено).
17. Хики отоши
Тошу находится в устойчивой стойке и значительно выводит Танто из равновесия (ему разрешается опуститься на одно колено).
Аналогично юко, Тошу бросает Танто, но не сохраняет устойчивую стойку.
Аналогично юко, но Тошу бросает Танто и сохраняет устойчивую стойку.
Примечание
Приведенные выше стандарты оценки техник были созданы для следующих целей:
- Для улучшения качества техник и увеличения безопасности соревновательного айкидо.
- Для установления стандартов, при помощи которых можно было бы надлежащим образом оценить навыки спортсменов, практикующих айкидо и достигших определенного технического уровня. Это особенно актуально для оценки «юко», где эффективный вывод из равновесия признается достаточным основанием для начисления баллов как в атэми ваза, так и в кансетсу ваза.
Стандарты оценки и смысл, заложенный в правила выполнения атэми ваза. Спортсмен использует нарушенную стойку оппонента или его неподвижностью и атакует жизненно важные точки, применяя мощное передвижение в одном направлении для броска. Техники выполняются без намерения травмировать оппонента. В стандарты оценки включена устойчивость спортсмена, применяющего технику, способ вывода из равновесия оппонента и сила броска. При выполнении техники разрешается поместить другую руку на спину или ягодицы оппонента, если другие способы воздействия не разрешены Положением или Регламентом о соревновании.
Иппон – полностью соблюдены следующие два критерия:
- В процессе выполнения техники применяющий ее спортсмен находится в устойчивой стойке (стоя или на одном колене).
- Оппонент был брошен с силой.
Ваза ари – одно из двух вышеуказанных требований не соблюдено, но оппонент все равно был брошен.
Юко – первый критерий для иппон был полностью соблюден, но оппонент не был брошен. Однако его равновесие было значительно нарушено и очевидна эффективность техники.
Стандарты оценки и смысл, заложенный в правила выполнения кансетсу ваза и уке ваза.
Тошу использует нарушенную стойку оппонента или его неподвижностью и атакует его кисть или локоть, чтобы вывести его из равновесия, бросить или контролировать его. Техники применяются без намерения травмировать оппонента. Стандарты оценки включают в себя устойчивость тошу при выполнении техники, способ, которым танто был брошен, и уровень контроля. Однако, независимо от соблюдения этих критериев, если танто подаст сигнал о сдаче, тошу получает иппон.
Запрещено оказывать непосредственное и внезапное давление на сустав без передвижения по татами, как описано в Приложении № 5 п. 3.3.. Необходим такой уровень контроля, при котором после падения танто опирается телом на руку, колено и т.д., не будучи травмированным, но и не в состоянии оказывать сопротивление.
Техники уке ваза в общих чертах такие же, как кансетсу ваза, но в них применяется передвижение по татами с поворотом тела сначала в одну сторону, а затем в другую, чтобы приподнять и бросить танто. Принципы оценки кансетсу ваза и каждой техники уке ваза в отдельности представлены в приведенной выше таблице.
Дополнительные положения.
- Запрещено использование любых техник, кроме семнадцати основных техник из рандори ката и вариантов их применений, а также танто цки. В частности, запрещены техники дзюдо, борьбы и т.п.
- В стандартах оценки техник указано конкретное количество секунд. Аналогично правилу трех секунд в баскетболе, судьи могут руководствоваться ими в своих оценках.
- Захват ног, подножки, жертвенные техники, техники из дзюдо и т.д. будут строго наказаны.