Новости нашего сайта на главной странице Яндекса }}} Позвоните нам прямо сейчас! Телефон клуба: 8 (903) 213-08-28 }}} Получи скидку при оплате первого месяца тренировок! }}} Предложения, комментарии, вопросы? Пишите! }}}
Система Orphus

Томики-сенсей. Идеи, заключенные в Кодокан дзюдо и Шодокан айкидо.

Кендзи Томики родился 15 марта 1900 года. В 1956 году, когда данная статья была впервые опубликована, Кендзи Томики был 7 даном дзюдо, 8 даном айкидо, преподавателем дзюдо в университете Васеда, членом руководящего комитета Кодокан, и официальным представителем Все-японском федерации дзюдо. В 1971 году он получил 8 дан в Кодокан дзюдо. Кендзи Томики умер 25 декабря 1979 года.

Дзюдо как физические упражнения

Фундаментальным принципом всех видов спорта является выполнение упражнений в соответствии с уровнем физического развития человека. Дзюдо относится к роду боевых игр и поэтому довольно часто предполагает все аспекты применения ловкости и силы, требующие сильного напряжения. Однако, в практике дзюдо это зло можно избежать при помощи Ката (форм). То есть Ката позволяет изучающему дзюдо выбирать нагрузку в соответствии с его физической силой и возрастом, и в то же время она интересна и приносит пользу.

С точки зрения физического развития, дзюдо ставит себе целью развитие следующих трех характеристик:

Выносливость (включающая в себя устойчивость, гибкость и мускульную силу)
Гибкость (заключающаяся в подвижности позвоночника и других суставов, а также полная расслабленность мускулов)
Ловкость (ускорение работы моторных нервов, быстрое и в то же время устойчивое передвижение)
С точки зрения спортивной психологии эти качества связаны друг с другом, и физические упражнения в дзюдо лучше всего приспособлены к этим требованиям.

Шизентай

Шизентай, или естественная позиция – это позиция спокойно стоящего человека, голова и туловище расположены вертикально, руки без напряжения, ноги не напряжены и не очень широко расставлены. Таково описание естественной позиции с точки зрения ее формы, но у нее есть более глубокое значение. В этой позиции: 1) тело сохраняет устойчивость и не падает, и 2) поскольку все конечности расслаблены, они в любой момент могут перейти к любому действию.

В предыдущем параграфе дано определение естественной позиции в положении стоя. Однако, если оставить внешнюю форму позиции, естественная позиция это положение тела, в котором человек способен отразить атаку оппонента, и более того, произвести атаку, если заметит брешь в защите оппонента. Естественная позиция возможна не только в положении стоя, но также в положении сидя и лежа. В действительности, в соревнованиях по дзюдо упавший участник еще не побежден. Более того, он может атаковать своего оппонента, лежа на матах. Таким образом, естественная позиция это положение тела, в котором человек всегда может захватить инициативу.

Существует древнее выражение, “Движение в покое.” Это означает, что покой, будучи первичной деятельностью, дает начало движению, таким образом, это высказывание отражает принцип естественной позиции. Из-за такого принципа ее действия, естественная позиция обязательно должна изучаться с ментальной точки зрения, и с древнейших времен в этом заключались главные секреты джиу-джитсую

Этикет

Этикет – это внешнее выражение духа уважения. Благодаря этому духу уважения мы признаем достоинство личности другого человека. Другими словами, это дух гармоничной жизни с другим человеком в общественной жизни. В соревнованиях по дзюдо участники приветствуют друг друга в соответствующей позиции, определенным образом смотря друг на друга, они умерены в своих действиях. Таким образом, они находятся в состоянии гармонии, в котором они никогда не оскорбят друг друга, и сохраняют достоинство своей личности. Поэтому начинающих дзюдоистов обучают тому, что упражнения должны начинаться и заканчиваться этикетом.

Сен

Во всех атлетических видах спорта для того, чтобы победить, человек должен превосходить оппонента в уме, технических навыках и физической силе. Чтобы добиться превосходства над оппонентом, необходимо объединить все три фактора. Мастерство привносится в игру в виде различных техник, и хотя их существует огромное количество, они могут объединены и выражены одним словом - сен (инициатива).

В древней деншо (книге секретных принципов) путь захвата инициативы описывается в три стадии.

Сен-сен-но-сен (превосходная инициатива).

Превосходная инициатива это игра в сложной ситуации, когда человек противостоит оппоненту, который намеревается атаковать, и добывается превосходства над ним, точно предугадывая ход его мысли и предвосхищая его действия. Это высшая точка духовного развития в любом боевом искусстве, и считается, что ее не просто достичь. Но если глубже рассмотреть этот вопрос, вы придете к выводу, что поздно брать контроль над чем-то, что уже приняло конкретную форму, и вы должны быть духовно готовы действовать до того, как это произойдет. Для этого необходимо научиться сохранять открытость и ясность ума, о чем говорит древнее выражение «Ясный как зеркало, спокойный как вода». Лао-цзы учил этому почти божественному состоянию ума следующими словами «Это путь господства неба без борьбы»
Сен (инициатива). Это предвосхищение действий вашего оппонента, путем начала действий до того, как он вас атакует.
Ато-но-сен (инициатива в защите). Здесь не нужно предугадывать ход мысли вашего оппонента и брать под контроль его действия до того, как оно произойдет, но нужно начать действие в защите в тот момент, когда вы увидите легкий намек на атаку вашего оппонента. Нужно уйти от атаки оппонента в тот момент, когда она вот-вот придет на вас, и контратаковать, воспользовавшись паузой в движении оппонента и нарушении его позиции. Человек, который захватывает инициативу в защите, получает преимущество над атакой оппонента, и парирует или отражает ее. Внешне кажется, что это оборонительное движение. Для того, чтобы в последний момент отвести атаку оппонента, восстановить свою позицию и таким образом не проиграть противнику, человек должен сохранять духовное состояние инициативы.
Таким образом, секреты победы заключаются в том, чтобы захватить инициативу, и для того, чтобы заметить начало действий противника необходимы следующие факторы :

Во-первых, контакт глаз. С древних времен считается, что в схватке важны: «во-первых, глава, во-вторых, ноги, в-третьих, наглость, в-четвертых, сила». Говорят, глаза – зеркало души. Они – показатель нашего разума. Где фокусируются наши глаза, там концентрируется наш разум, и соответственно, туда направлена наша воля.
Второй по важности идет стойка. В более широком смысле, это позиция тела. Это подготовительная позиция либо для атаки, либо для защиты. Поэтому, без хорошо поддерживаемой правильной стойки невозможно воспользоваться ни одной брешью в защите противника, вы будете выведены из равновесия и получите удар.
В-третьих, движение. Даже если вы поддерживаете правильную стойку или позицию тела, вы не можете достичь цели, если ваши движения и действия не соответствуют правилам.
В-четвертых, пространственные условия. Они включают в себя вашу дистанцию, направление и положение по отношению к вашему оппоненту. Очень важно изучить пространственные принципы, поскольку, освоив их, вы поймете секретный принцип «вступления в сражение после того, как оппонент показал все, на что он способен».

Кузуши

В предыдущем разделе о принципе естественной позиции, даются объяснения о том, как стать неуязвимым для всех возможных атак и победить. В данном разделе о принципе кузуши (вывода из равновесия) мы покажем, как получается, что человек проигрывает. Поскольку для того, чтобы понять теорию победы, нужно в то же время знать теорию поражения. Кодокан дзюдо обнаружило, что главный принцип техник (выполняемых голыми руками, либо с использованием оружия, такого как меч, копье, дубинка и т.д.) в древних школах джиу-джитцу заключается в нарушении состояния тела, которое потеряло равновесие. Это называется кузуре-но-ётай (состояние потерянного равновесия). Иногда оппонент сам теряет равновесие, а в иных случаях вы сами решительно выводите оппонента из равновесия, приводя его в уязвимое положение. В дзюдо каждая техника состоит из тцукури (подготовительного действия) и каке (атаки). Далее подготовительное действие делится на айте-но-тцукури (подготовка оппонента) и йибун-но-ецукури (подготовка самого себя). Подготовка оппонента состоит из вывода его из равновесия перед выполнением техники и в приведении его в положение, в котором ее будет просто выполнить. В то же время сам участник должен быть в стойке и позиции, в которой технику будет просто выполнить. Это и есть подготовка самого себя.

Тонкость дзюдо заключается не в выполнении техник, но скорее в искусстве предварительной подготовки к нему. Такова была дальновидная и оригинальная идея основателя Кодокан дзюдо, который проанализировал техники, выполняемые за мгновение, и придал особое значение изучению и практике подготовительного действия. В случае подготовки оппонента, необходимо изучать теорию и практику принципа вывода из равновесия, в то время как для подготовки себя необходимо изучать естественную позицию и теорию и практику ма-ай (пространственных условий)

Устойчивость

Центр тяжести стоящего человеческого тела находится примерно в подчревной области. Если линия, проведенная через центр тяжести перпендикулярно к полу, попадает в середину между двумя стопами, стойка человека устойчива.

Человек готов упасть, когда его тело раскачивается вперед-назад или из стороны в сторону, и линия проведенная через центр тяжести перпендикулярно к полу уклоняется от середины этого расстояния. Однако, когда тело живого человека теряет равновесие, оно старается восстановить его. Несмотря на то, что центр тяжести раскачивается, человек все еще может поддерживать вертикальное положение. В случае, если центр тяжести стоящего человека резко смещается и он не в состоянии более сохранять устойчивость, он помогает себе тем, что ставит ног в направлении смещения его центра тяжести. Кратко говоря, кажется, что положение человека неустойчиво, но равновесие легко сохраняется благодаря шагу в нужном направлении. Если какая-либо внешняя сила подействует на человека в тот момент, когда он потеряет равновесие, он немедленно упадет. Это описано ниже.

Тело с легкостью падает, когда что-то препятствует ноге, расположенной в направлении смещения центра тяжести, например, если выставленная нога спотыкается о камень.
Когда тело выведено из равновесие, время в течение которого равновесие потеряно короче, чем время, необходимое периферийным сенсорным органам для передачи информации о потере равновесия в нервный центр и для дальнейшей передачи мускулам ног через нервы ног приказа выставить вперед ногу, например, когда тело наклоняется и падает вперед, потому что внезапная сила была применена сзади, не оставив человеку времени на то, чтобы выставить ногу вперед.

Жу-но-ри

В предыдущих разделах мы доказывали, что нас невозможно победить, если мы поддерживаем правильную стойку и присутствие разума, и при выполнении наших движений и действий мы используем тело в естественной и разумной манере. Мы также показали, как легко нас побудить, когда тело теряет равновесие. Теперь мы должны понять, как эти два принципа могут выполняться на практике в соревновании по дзюдо, то есть как обращаться с силой противника, применяемой против нас, чтобы заполучить окончательную победу. Эти правила называются жу-но-ри, или принцип мягкости.

Принцип мягкости с позиции силы
При встрече с оппонента, существуют различные пути применения принципа мягкости против силы, направленной против нас. Схватка может проходить в положении стоя или иногда лежа. Существуют также различные виды техник, такие как техники из положения стоя, из положения лежа, техники удержания, удушающие техники и техники на суставы. Для того, чтобы создать оптимальную ситуацию для применения техник, необходимо применять принцип мягкости.

Что же такое принцип мягкости? При выполнении техник стоя соревнующийся не должны противодействовать силе, применяемой оппонентом, а наоборот, следуя ей, он использует силу и пытается вывести оппонента из равновесия. Например, когда вы и ваш оппонент противостоите друг другу в течение какого-то времени, и он делает шаг вперед и толкает вас рукой в грудь, вы тоже делаете шаг назад, вместо того, чтобы идти против него, и вы не почувствуете никакого сопротивления оппонента. Если при этом ваш шаг назад больше, чем шаг оппонента вперед, его собственная сила выводит его из равновесия и вы можете бросить его, потянув за руку, которой он вас атаковал. Если же оппонент тянет вас за отворот кимоно, вы можете аналогичным образом его бросить, сделав передвижение вперед следуя силе его тяги. Кратко говоря, принцип заключается в том, чтобы тянуть в ответ на толкание партнера и толкать в ответ на притягивание. Другими словами, используя силу действий оппонента против вас, вы выводите его из равновесия, используя слабости его стойки. В этом случае будет более эффективно увернуться от толкания партнера и, используя эту возможность, затянуть его, нежели отойти в направлении толкания оппонента и тянуть его. Направление движения оппонента меняется по отношению к вам и оппонент не только вынужден больше двигаться, но он готов потерять свое равновесие отчасти благодаря центробежной силе. Среди экспертов по дзюдо ходит поговорка «В ответ на толкание обойди кругом». Следуя движениям оппонента вы всегда должны осуществлять собственные движения, чтобы вести оппонента вокруг себя и нарушить его равновесие.

Принцип мягкости в широком смысле означает действия по удержанию инициативы против сопротивления и препятствий, создаваемых окружающим миром. Манера удержания стойки, передвижений вашего тела в соответствии с принципом естественной позиции показывает, что действие против любого сопротивления должно соответствовать принципу мягкости. Что касается случаев, когда ваше тело теряет равновесие и вы наконец падаете, для того, чтобы защитить ваше тело от удара от земли были придуманы страховки. Это еще один пример применения принципа мягкости. Как описывается в других источникам, когда ваше тело уже готово упасть, вы должны свернуться и упасть, вместо того, чтобы сопротивляться движению, при этом вы используете руки для того, чтобы защитить тело от удара о землю. Кратко говоря, вы предотвращаете сопротивление земли и тем самым мудро уступаете земному тяготению (которое уже влияет на вас до того, как вы попадете од влияние силы противника), таким образом, упражняетесь в инициативе.

Принцип мягкости с точки зрения движения

В предыдущем абзаце дается объяснение с точки зрения связей силы человека и его оппонента. Далее, будет дано описание с позиции движения.  In a bout your opponent develops a feverish bodily activity; so it does not turn out as you want it to. For instance, it would be difficult for you to deliver a blow on your opponent’s face, forearm, or side, or to sweep his foot or waist, because the opponent does not stand still a moment, either. Still more difficult is it to grasp the opponent’s wrist or arm. An old book of secrets in martial arts mentions the three following opportunities to land a blow on the opponent:

  • Удар в начале.
  • Удар в конце.
  • Удар на приходе.

“Удар в начале” производится, когда оппонент начинает действие, в результате чего он изменяет свое неподвижное состояние. При ближайшем изучении было обнаружено, что движение человека состоит из чередования отдыха и движения, отдых следует за движением, а движением за отдыхом. Вы наносите оппоненту удар когда он меняет действия. Например, когда оппонент бьет кулаком, он должен поднять его. Момент, когда он начинает поднимать кулак и моментом, когда он начинает наносить удар поднятым кулаком называется «началом». При «ударе в конце» «конец» означает момент, когда оппонент нанес удар поднятым кулаком и предплечье полностью выпрямлено. «Удар на приходе” осуществляется, когда оппонент получил нанесенный вам удар и намереваясь только парировать его прекратил любые другие действия.

Во всех этих случаях вы извлекаете пользу для себя из паузы в смене действий. Используя преимущества трех вышеуказанных случаев вы наносите удар, хватаете или уходите. Но вы должны быть более внимательны. Пауза при изменении действия на другое, это момент, когда оппонент отдыхает. Моментом может длиться долю секунды и сложно нанести удар или схватить именно в этот момент. Когда, например, вы пытаетесь поймать муху или стрекозу вы часто промахиваетесь, если пытаетесь схватить ее в момент, когда она садится на что-нибудь. Вы можете достичь успеха, если приспособите движение вашей руки к скорости и направлению движения насекомого до того, как оно сядет. Таким образом, для того, чтобы поймать эти три возможности и успешно нанести удар, необходима практика приспособления ритма ваших действий к движениям оппонента. Невозможно понять принцип мягкости, не изучая его в связи с ритмом. Как и в случае передвижений в естественной стойке, здесь возможно приспособить ритм движения вашего тела к движениям тела оппонента. Только когда ритм движений тела находится в таком соответствии, когда вы можете подстроить ритм ваших передвижений в ногах и руках в соответствии с ритмом передвижений в руках и ногах оппонента, вы можете получить возможность применять различные техники.

Применение принципа мягкости хорошо обнаруживается в техниках и пяти ката (форма-) школы джиу-джитсу, которые сохранились в виде Кошики-но-ката (древних форм) Кодокан Дзюдо. Применение силы и движения тела осуществляется довольно естественно без напряжения и позволяет соревнующимся взять контроль над оппонентом, не идя против его силы. Движение создает величественный и прекрасный ритм. С древнейших времен принцип мягкости символизировался веткой ивы или бамбуком, которые оба хорошо гнутся и сложно ломаются. Его также сравнивают с движением волны, накатывающейся и откатывающейся от берега. Многие древние школы джиу-джитцу использовали эти символы в свои названиях. Термин Айки, как например в айки-джиу-джитсу или айкидо, означает между прочим «мягкость». Восточные люди считали источником всех действий человека Ки (дух). Сила является производной духа, и а движение тела осуществляется духом. Поэтому важнейшнее значение придавалось воспитанию духа. Мэн-цзы говорил: «Воля управляет духом, дух наполняет тело». Иссай-Чозан, древний мечник, пишет:: «Дух поддерживает разум и управляет телом». Приспособить свой дух к духу партнера все равно что приспособить свою силу к силу оппонента, таково глубинное объяснение принципа мягкости.

Джиу-джитцу (искусство мягкости) раньше также называлось ва-джитсу (искусство соответствия). Это означает, что джу (мягкости) также означает ва (соответствие). В Рюко-но-маки (книге дракона и тигра), которая считается одним из самых древних сочинений, раскрывающих секреты боевых искусств, говорится: «Если враг поворачивается к нам, мы встречаем его, если он уходит, мы позволяем ему уйти. При встрече с врагом, мы находимся в соответствии с ним. Пять плюс пять – десять. Два и восемь – десять. Один и девять – 10. Все это иллюстрирует соответствие».

ВА, или соответствие, является фундаментальным принципом японский боевых искусств. Выраженный современным языком и ставший доступным для всех, он превратился в принцип мягкости. Принцип мягкости человек должен идти не против, но с силой оппонента и при этом поддерживать собственную стойку, чтобы не потерять равновесия. Это соответствует духу выраженному в замечании Конфуция в его литературном сборнике. «Превосходящий человек должен быть сговорчивым, но не абсолютно уступчивым». Джиу-джитсу первоначально создавалось как метод драки между мужчинами. Но через многолетнюю практику мастера превратили его в искусство, принципы которого более или менее близко изучаются, которое имеет свое моральное значение, пока оно не превратилось в Дзюдо в том виде, в каком мы изучаем его сегодня. Дзюдо не демонстрирует насилие, оно не создано для драк, но его можно изучать и следовать ему как жизненному принципу.

 

 

Переводчик - Мария Лычагина. Орининал статьи (английский язык).

{ 08 ноя 2007 }

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.