Уважаемый...а Вы вообще о чем?
:|
|
История АйкидоКогда я учился в РГАФКе (Российская Государственная Академия Физической Культуры), там на лекции по истории мне была прочитана лекция о истории айкидо. Откуда оно (айкидо), вообще взялось. Так вот, материал этой лекции мне попался на глаза, и я решил, что вам тоже будет полезно знать, когда и из чего зародилось айкидо. Я уже выкладывал более сокращенный вариант примерно этой же статьи, называется он " Об Айки-дзюцу". Но в этой статье всё расписано достаточно подробно. Я рекомендую прочитать именно эту статью. Furuki o tazune o shiru Изучайте старое, чтобы понять новое (японская пословица) При том, что по современному айкидо опубликовано много книг, ранее практически не рассматривалось значительно более старое искусство Айкиджитсу, от которого произошло современное Айкидо. Более того, в имеющихся книгах преимущественно рассматривается только один из изучаемых сейчас современных стилей с целью распространения его и присущей ему философии. К сожалению, многие из современных форм настолько отошли от исходной техники Айкиджитсу, что утратили свою силу и поэтому не могут больше относиться к боевым искусствам. Так, из источника - древней системы Айкиджитсу вышло три основных направления развития Айкидо. Одно из них основано на принципе духовного просветления на основе развития внутренней силы "ki". Второе развивает айкидо как спорт с соответствующими образовательной и соревновательной системами, в то время как третье сохраняет исходную эффективность искусства в боевых единоборствах. В этой статье сделана попытка показать читателю историю Айкиджитсу и, следовательно, Айкидо, и рассказать о людях, развивавших его до современного уровня. Это не отражение какого-либо отдельного стиля айкидо, но скорее результат многолетних исследований, как практических, так и теоретических, тех, кто участвовал в его развитии. Мы надеемся, что какой бы формой айкидо не занимались читатель или читательница, эта статья окажется полезной для их практических занятий, а также даст некоторые мысли и духовные установки. Основное наше реальное критическое замечание состоит в том, что современное Айкидо отдалилось от своих корней, а в некоторых случаях и совсем оторвалось от них, и в результате потеряло большую часть своей эффективности. Ученики должны понять, что изучаемое ими искусство было разработано исключительно для применения в поединке. Это не значит, что мы защищаем насилие, мы только рекомендуем использовать искусство в тех целях, для сдерживания и подавления насилия. Имена даются по принятой в Японии системе, т.е. сначала фамилия, потом имя Из этого направления развились следующие системы боевых искусств - Hojo Ryu, Yamada Ryu, Kobayakawa Ryu, Kosyu Ryu Kasaiha, Sanada Ryu, Arisawa Ryu, Tominaga Ryu. Древние времена Старинные документы говорят нам, что Айкиджитсу было исходно разработано Минамото но Йошимитсу, третьм сыном Минамото но Йориуйоши, который был потомком Императора Сева в пятом поколении. В то время семья Минамото была одним из главных правящих кланов Японии, и из нее вышли многие известные бойцы и правители. Хотя история приписывает создание Айкиджитсу Йошимитсу и его старшему брату Йошие, вероятнее, что эта боевая система разрабатывалась внутри клана, сформировав основу, которая была усовершенствована братьями. Из реальных исторических документов нам известно, что их отец Минамото но Йорийоши, который был правителем области Чинджуфу провинции Ошу, и его старший сын сражались против Абе но Садатоу в войне Дзен Ку Нен (1051-1062). Война была длительной и трудной, но наконец в 1062 г. закончилась победой после поражения Абе но Садори в сражении при Коромогава но Яката. Двадцать лет спустя восстание семьи Кийохара в провинции Ошу привело к Госаннской войне (1083-1087), которая известна жесткими боевыми и погодными условиями, поскольку в основном велась в глубоком снегу. Когда Йошие понес тяжелые потери и оказался под угрозой поражения, Йошимитсу пришел на помощь брату. Когда две группы соединились для атаки замка Каназава, Йошимитсу встревожило внезапное нарушение полета стаи диких гусей, за которой он наблюдал. Он правильно угадал, что враги ждут их в засаде в соответствии с учением военного стратега Оое но Масафуза, и изменил свои планы, чтобы нарушить планы врагов. В результате они закончили войну победой 14 ноября 1087 г. Минамото но Йошие (Хачимантаро) (1041-1108) В старых документах говорится, что развитию Айкиджитсу способствовало проводившееся Йошимитсу и его братом исследование строения костей и функционирования тела человека. Многие считают, что основой разрабатывавшейся техники были результаты вскрытия трупов с целью анализа работы костей и связанных с ними тканей. Безусловно, оба героя часто показывали себя великими воинами. Минамото но Хачимантаро Йошие был мастером и учителем стрельбы из лука, а Минамото но Йошимитсу, помимо стрельбы из лука владел искусствами Со- джитсу (работа с копьем), То-хо (работа с мечом) и Тай-джитсу (позднее оно было названо джиу-джитсу). Старший сын Йошимитсу, Йошикийо, переехав в район, известный под названием Кай, основал новую ветвь семьи, которая с того времени стала называться "Кайгенджитакеда" (Кай - название местности, Генджи - исходное коренное имя семьи и Такеда - новое имя). Семья Такеда развивала свои собственные уникальные формы боевых искусств, в том числе стрельбу из лука (Обе существующие в настоящее время школы конной стрельбы из лука - Такеда Рю и Огасавара Рю в формальных документах указывают Минамото но Йошимитсу в качестве своего основателя), искусство езды на лошади, техники работы с мечом и копьем и Айкиджитсу. Они дополнили свою эффективную систему ведения боя, в целом называемую "хейхо" эффективными элементами системы "гунпо" (полевой стратегии), включающей методы запруживания рек (с целью затопить лагерь врагов или оставить их без воды) и рытья туннелей ( для добычи золота или проникновения во вражеский замок через подкоп под стеной). Обе сохранившиеся до настоящего времени школы конной стрельбы из лука (ябусаме) - системы Такеда и Огасавара считают Минамото но Йошимитсу своим основателем. Распад семьи Кай Такеда К концу эпохи Сенкогу великая и исключительная семья Такеда породила еще одного воина героя - Такеда Шингена. Большой талант лидера и ярость в сражениях он проявил в войне, которую вел против Уесуги Кеншина - правителя штата Эчиго. Их самое известное сражение произошло у г. Каванкаджима в 1561 г. Своими выдающимися успехами в военных делах Такеда Шинген был обязан не только собственному таланту и амбициям, но и выдающейся группе последователей, каждый из которых был в своем роде знаменитостью. Санада Юкитака и его семья достигали выдающихся результатов в бою, даже сражаясь на стороне проигрывающих. Обата Торамори снова и снова показывал себя бесстрашным воином, в то время как Ямамото Кансуке был блестящим военным тактиком и стратегом. Сочетание их выдающихся способностей на много лет послужило непреодолимым препятствием для военных претензий соседних штатов. Ямамото Кансуке изложил учение своего клана в книге Heiho Okugi Sho (Внутренние секреты военной стратегии). Этот выдающийся труд содержит сведения об искусствах работы с мечом, техникам захвата (torite) и бросков (naginata) без оружия, работы с разными видами оружия, а также о материальных принадлежностях и системе координации. Вероятно, наиболее ценна вторая часть книги, представляющая собой руководство по собственно стратегии, которое столь же эффективно используется в современной Японии, как и в Японии 16 века. В 1572 г. Такеда Шинген столкнулся с Токугава лейазу и полностью разбил его, но вскоре умер от ран, полученных на пути в Киото. Время и место его смерти не установлено. В апреле 1573 г.Такеда Куницугу передал последнее желание и завещание Такеда Шингена их стороннику Ашина Мориуджи, правителю штата Айзу. Ашина Мориуджи дал ему поместье с большими земельными угодьями и уговорил остаться в своей свите в качестве мастера искусства работы с мечом. Предложение было охотно принято, поскольку жизнь ветви Кай семьи Такеда в своем районе стала сложной. Кавалерия сына Такеда Шингена Катсуйори была элитным войском того периода, и многие генералы считали ее непобедимой. Поэтому, их 15-тысячная армия уверенно атаковала объединенные силы Сегуна Токугава и Ода Нобунага 21 мая 1575 г. Это сражение вошло в историю под названием Нагашино но Кассен. Многочисленные конные самураи, вооруженные до зубов и с детства воспитанные с целью убивать или быть убитыми в сражении, выглядели по меньшей мере впечатляюще. Кровь их врагов должна была застыть при виде всадников Такеда, маневрировавших точно, согласованно и на большой скорости. Но ни Сегун Токугава, ни Ода Нобунага никогда не недооценивали силу и подготовку воинов Такеда, понимая, что их не победить обычными способами. Они разработали свои планы, и это были хорошие планы, хотя они и не соответствовали этике самураев, ставящих честь и храбрость выше всего. Раз за разом кажущиеся непреодолимыми волны кавалерии Такеда накатывались на врагов и сбивались снарядами из орудий, известных японцами под названием Танегашима. В этот роковой день 12 тысяч самураев, гордость провинции Кай, расстались с жизнью, и для явно проигравшего сражение Такеда Катсуйори не осталось иного выхода, кроме возвращения на родную землю. Во время возвращения в Кай было потеряно главное сокровище семьи Такеда - знаменитый шлем, называемый Сувахосшо но Кабуто, сделанный известным мастером- оружейником Миочином. Это казалось, подтверждало, что поражение было не рядовым. Огнестрельное оружие (аркебузы) было завезено в Японию без всякого злого умысла в 1543 г. Диего Зеймото, участником португальского торгового каравана Фернама Мендеса Пинто, прибывшего в порт Танегишима, по имени которого и были названы орудия. Пинто известен как один из первых европейцев, посетивших Японию. Через пять с половиной месяцев после того как Пинто покинул островную империю, опытные японские оружейники уже сделали шестьсот таких орудий, которые назвали также "Хинавайю", что буквально означает орудие, стреляющее с помощью веревки. Когда в 1556 г. он вернулся в Японию в качестве посла вице-короля Португалии дона Алонсо де Норонга, орудий было уже 300 тысяч. Сыгравшее решающую роль в истории Японии огнестрельное оружие, решившее исход как битвы при Нагашино, так и сражения при Секигахара и установившая правление Токугава, не ушло далеко от конструкции аркебуз, завезенных португальцами в Японию в 16 веке. В феврале 1982 г. силы Ода Нобунага и Сегуна Токугава напали на Катсуйори в его собственных владениях, и после тяжелой битвы против превосходящих сил врагов Такеда Катсуйори, последний из Такеда в провинции Кай, лишил себя жизни принятым у самураев методом seppuku. Таким образом, секретное искусство Минамото но Йошимитсу, передававшееся от поколения к поколению самураев семьи Такеда провинции Кай, через Такеда Куницугу оказалось передано самураям провинции Айзу. Так искусство пережило основавшую его ветвь семьи. Люди из Айзу Поскольку Дайто Рю Айкиджитсу, известное также как Такеда Рю Айкиджитсу, развивалось в семье Такеда, оно было передано верхушке клана самураев Айзу через Такеда Куницугу. Эта ветвь семьи Такеда, вполне естественно называвшаяся Айзу Такеда, учила многие последующие поколения последователей из Айзу также искусству работы с мечом. В то время для молодого самурая считалось необходимым развитие, как тела, так и духа. Несомненно, важными были навыки владения оружием, но большое значение придавали и пониманию морального кодекса самураев, поэтому для подготовки молодых представителей касты самураев существовали специальные школы. Школа клана Айзу, организованная в 1664 г., называлась Nisshinkan. Боевые искусства нигде не процветали так, как в районе Айзу. В школе Нишинкан учили пяти стилям работы с мечом и двум стилям джиуджитсу - Мизу но Шинто Рю и Шинмио Рю. Кроме того, в районе Айзу было много частных тренировочных залов, в том числе 22 зала для кенджитсу (искусство работы с мечом, для тренировок в котором использовали учебные мечи из бамбука или другого дерева). 14 - для баттоджитсу (тренировки с настоящими мечами). 16- для джиуджитсу, 7 - для стрельбы из лука, 16 - для работы с огнестрельным оружием и 4 - для работы с копьем. Желающие ученики могли также заниматься Нагинатаджитсу (работа с алебардой), Кузариджитсу (работа с цепью) и Боджитсу (работа с деревянной палкой), а также Какчу Кумиучи (работа в доспехах без оружия) и Джинчиу Нинджитсу (техника шпионажа). Всего в районе Айзу работало 94 школы боевых искусств. Некоторые боевые искусства были доступны только для самураев самого высокого уровня и считались Отоме Рю (Гошикиучи) - секретными искусствами. Не допускалась ни передача этих систем последователям более низких уровней, ни техническое смешение стилей, а показательные выступления могли наблюдать только члены школы - ryuha. Боевые искусства, на которые распространялись эти ограничения, включали Айки-джиуджитсу и Айзу Мизогучи Ха Итто Рю. Боевые системы самураев Айзу передавались от поколения к поколению, постоянно шлифуясь и совершенствуясь. Переходя от отца к сыну в десяти поколениях самураев семьи Такеда из Айзу, они со временем оказались переданы группе выдающихся людей. Эта небольшая, но очень талантливая группа смогла защитить полученное сокровище искусства от политических воздействий, сопровождавших выход Японии на международную арену в конце 19 века - от сил, разрушивших многие старейшие и уважаемые традиции Японии в области боевых искусств. После более двух веков правления династии Токугава, в течение которых страна практически не менялась, Япония начала постепенно втягиваться, часто против своего желания, в жизнь второй половины 19 века. Прогрессивные силы начали оказывать такое давление, против которого не могли выстоять ни самураи, ни правительство. Наконец, началась гражданская война между последователями правительства и теми, кто хотел восстановить власть императора, и эта война по своей длительности и количеству пролитой крови достигла уровня, невиданного со времен волнений эпохи Сенгоку три столетия назад. Поддержка, как партии императора, так и партии правительства была организована по линиям кланов. Самураи из Айзу под предводительством Катамори Матсудиара, служившие Сегуну в течение веков, продолжали служить ему и принимали участие в войнах "Bakumatsu" (1853-1867)в качестве основных военных сил Сегуна. После сражений при Тоба и Фушими в январе 1868 г., в которых на стороне императора выступали кланы Сатсума и Чошу, последний из династии - Йошинобу Токугава скрылся из Осака, перебравшись в Эдо лишь затем, чтобы вскоре передать свою власть и свой замок новому правителю Японских островов. В составе самураев Айзу, поддерживавших Сегуна в сражении при Фушими, был Таномо Саиго (1830-1905) - ученик Соемона Такеда и эксперт в Дайто Рю Айкиджитсу. Осенью 1868 г. Таномо Саиго как предводитель клана Айзу выступил против объединенных сил Сатсума и Чошу в сражении при Ширакавагуши и был побежден. Но они были настолько благородны в бою и настолько верны этическим принципам самураев при поражении, что имя клана Айзу навсегда останется в сердцах Японского народа, имена его людей сохранятся, как запечатленные в камне. Когда члены семьи Таномо Саиго узнали, что их воины проиграли битву, они поняли, что Таномо Саиго мертв и не забыли о своем долге. Понимая, что им предстоит встретить вторжение войск, победивших их воинов, чтобы избежать неуважения и плохого обращения с их стороны и чтобы не быть обузой для защитников родной земли женщины и дети - всего 21 человек покончили жизнь самоубийством. Войска Сатсума, вступившие на землю Айзу, встретили сопротивление. Группа вооруженных алебардами женщин-самураев под предводительством Такеко Накамура упорно сражалась с завоевателями, как и Byakko Tai - группа из 40 подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Когда эта группа юношей случайно потеряла своего предводителя, они заняли позицию на горе Лимори. Увидев город Айзу в огне, последние 20 ребят из этого отряда лишили себя жизни, чтобы поддержать честь своих семей. Но, как очень часто бывает, храбрые и справедливые были отомщены. На десятый год правления императора Мейджи войска Сатсума, вызвавшие падение клана Айзу, восстали против власти императора, и началась Сейнанская война. После того, как клан Айзу был разбит при Ширакавагуши, многие самураи и простые жители района Айзу вступили в императорскую полицию или армию, и получилось так, что они столкнулись с восставшими войсками Сатсума. У них остались свежие воспоминания об их потерях, и их вдохновляли подвиги группы подростков и женщин под предводительством Такеко Накамура. В сражении при Табарузака они сражались как дьяволы, добившись отмщения, которое должно было удовлетворить их погибших предков, отправив в забвение остатки того, что некогда было могущественным кланом Сатсума. Таномо Саиго, выживший в сражении при Ширакавагучи, позднее сыграл решающую роль в переходе Дайто Рю Айкиджитсу в современную эпоху. Сокаку Такеда Сокаку Такеда родился в провинции Айзу 10 октября 1860 г. Он учился джиу-джитсу у своего деда Соемона Такеда и Боджитсу у своего отца, который был известным мастером сумо и чемпионом клана Айзу. В юности он изучал искусство работы с мечом в школе Оно Ха Итто Рю под руководством Тома Шибуйа в Токио и в школе Джикишинкаге Рю у Кенкичи Сакакибара. Тома Шибуйа был знаменитым мастером работы с мечом очень высокого класса, а его приемный сын учился вместе с Хакудо Накаяма, который широко известен как отец современных кендо и яйдо. Кенкичи Сакакибара, известный как последний мастер по работе с мечом эпохи Мейджи, прославился тем, что ему удалось разрубить шлем, сделанный мастером-оружейником Миочином, когда это ни мог сделать никто другой. В 1986 г. Сокаку Такеда получил Menkyo Kaiden (Свидетельство об окончании) школы Оно Ха Итто Рю. В июне того же года умер его старший брат, и семейные обязанности заставили его вернуться в родную провинцию Айзу. По возвращении он встретил Таномо Саиго, министра клана Айзу, который был учеником деда Сокаку Соемона Такеда и мастером работы с мечом школ Мизогучи Ха Итто Рю и Кошу Рю Гунгаку. У Танома Саиго он изучал Айкибуджитсу, включавшее работу с копьем, мечом и другими видами оружия и, как можно догадаться, был очень способным учеником. Важно понимать, что Дайто Рю Айкибуджитсу было комплексной боевой системой, включавшей nage waza (технику бросков), osae wasa (технику контроля), batto-jutsu (работа с мечом), yaru jutsu (работу с копьем), и torae waza (технику задержания). То, что мы сейчас называем джиу-джитсу, было просто частью полной боевой системы для ближнего боя, как с оружием, так и без него. В 1880 г. эти два человека снова встретились, когда Таномо Саиго был старшим служителем храма в районе Nikko Toshogu и Futarasan в префектуре Точиги. (Этот храм был построен после смерти Сегуна Токугава, когда он был приравнен к богу). Поскольку клан Айзу веками служил династии Токугава, было естественным, что Катамори Матсудиара и Таномо Саиго исполняли обязанности главы храма и его заместителя даже после восстановления власти императора. За шесть месяцев, проведенных вместе, Таномо Саиго передал своему одаренному ученику все свои знания, включая секреты Дайто Рю Айкибуджитсу. С 1880 по 1898 г. Сокаку Такеда вдоль и поперек объездил Японию, соревнуясь с каждым заметным мастером боевых искусств, который принимал его вызов. Он не просил о скидках или специальных условиях при встречах с теми, кто считался сильнее него. Фактически, он уменьшал свои преимущества, используя только излюбленное оружие своего противника, то есть сражался с копьем против мастера работы с копьем и с мечом против знаменитого мастера работы с мечом. Он никогда не терял уверенности в себе и, несмотря на то, что он был все время в разъездах и не имел постоянного тренировочного зала, число его учеников в районе превысило 30 тысяч, и в их число входили дворяне, члены правительства, бывшие помещики-самураи и официальные лица высокого ранга. Сокаку Такеда был представителем последнего поколения самураев, блестящим мастером боевых искусств и талантливым учителем, опыт которого был результатом интенсивных занятий ценой больших жертв с юного возраста. Академические знания, полученные от инструкторов в тренировочном зале, он довел до совершенства в реальных поединках с мастерами, которые считались сильнее него, условия которых не ограничивались ни страхом, ни официальными указаниями. Эти соревнования ни в коей мере не были дружескими, и смерть участников не была необычным явлением. Сквозь годы до нас дошло несколько историй, показывающих характер и практические возможности этого человека. В 1910 г. в сельской местности, по которой путешествовал Такеда, объявился жестокий грабитель, который работал настолько успешно, что люди, за исключением самых сильных, боялись путешествовать в темноте. Полиция, несмотря на огромные усилия, не смогла с ним покончить. Неожиданно и по неизвестным причинам деятельность разбойника прекратилась. Поиски полиции позволили обнаружить труп, глубоко увязший вниз головой в грязи, на рисовом поле недалеко от дороги, по которой обычно ездил Такеда. Деревенские жители не интересовались подробностями этого счастливого события и считали, что мастер Айкиджитсу бросил негодяя с такой силой, что тот не смог выбраться из заболоченного места и задохнулся. С другой стороны, возможно, что он умер оттого, что у него была сломана шея. И полиция и население, несомненно, были очень довольны таким концом, и поэтому особо не анализировали реальные причины смерти. Пятью годами спустя, он участвовал в столкновении с 50-ю дорожными рабочими, и вышел из него невредимым, нанеся большой ущерб численно превосходящим силам врага. В то время многие дорожные и строительные рабочие набирались из бывших преступников или бандитов. Они были жестокими, агрессивными, обычно не имели постоянного дома, кочуя в поисках работы и проводя свободное время в драках и пьянках. Для полиции это было настолько большой проблемой, что смерть от ран, полученных в столкновении с ними, чтобы соблюсти формальности и зря не беспокоится, регистрировали как вызванную естественными причинами. Когда началась схватка, врагов было 50 против одного, и они были вооружены tobiguchi (длинный шест с железным крюком на конце), железными болванками и наконечниками копий. Такеда бросил нескольких нападающих, а затем, когда в ход пошли мечи он, тоже работая мечом, порубил и прикончил девятерых бандитов. Это показывает силу и гибкость Айкибуджиуджитсу как комплексной боевой системы. За счет способности без колебаний переходить от работы без оружия к работе с оружием Такеда победил в схватке, несмотря на кажущуюся полную невозможность этого. Если бы Сокаку Такеда жил в наше время, он бы без сомнения считался эксцентричным человеком. Говорят, что он даже всегда имел с собой собственную посуду для чаепития и ел только пищу, приготовленную им самим или старшим учеником. (В давние годы для самураев было обычным беречь свою жизнь таким способом). Похоже, что его поведение было несколько вызывающим, что показывает следующий инцидент. В 1904 г. американец Чарльз Пэрри, учитель английского языка в школе Daini Koko колледжа Сендаи, пожаловался контролеру в поезде на плохо одетого пассажира, занимавшего место в вагоне первого класса, которое он, похоже, не имел возможности оплатить. Проверка, показавшая, что у пассажира действительно был билет самого высокого класса, привели его в такую ярость, что он попросил показать того, кто на него жаловался. Узнав, что это был ехавший в вагоне крупный иностранец, маленький Такеда, в котором было всего 150 см роста и 52 кг веса, схватил Пэрри двумя руками (техника Yonkajo) и вытащил на открытую платформу в задней части поезда. Мы никогда не узнаем о том, что там произошло, но безусловно, это произвело очень сильное впечатление на бедного м-ра Пэрри. Он сообщил в США, что Дайто Рю Айкиджитсу - это высшая система единоборства, результатом чего было приглашение от президента Рузвельта с просьбой прислать в США инструктора для демонстрации этих странных, но эффективных приемов. В ответ Сокаку Такеда направил туда Шинзо Нарада из отдела полиции Сендаи, одним из первых учеников которого в США стал Чарльз Пэрри, бывшая жертва его собственного гениального учителя. Сокаку Такеда - это связующее звено между нашим временем и временем самураев. Именно он обеспечил передачу истинного Айкиджиуджитсу через своих учеников к последующим поколениям. Как мы увидим далее, параллельно ему работали и другие, чьи способности были сравнимы с его талантом, но никто не превзошел его достижений и никто не оставил более прочной основы для дальнейшего строительства. Прожив полную, удачную и очевидно очень интересную жизнь, Сокаку Такеда скончался от естественной старости 25 апреля 1943 г. За два года до этого у него начался паралич, и многие тогда поверили в близость конца. Говорят, что он был настолько близок к смерти, что один из его старших учеников, Морихеи Уешиба, сменил название своей собственной школы с Айкибудо на Айкидо, что было, мягко говоря, нарушением этикета, вероятно, чувствуя, что его учитель близок к смерти, и поэтому не ощущая ни страха ни сожаления. Однако, Сокаку Такеда частично восстановил свои силы и, несмотря на паралич, даже бросил человека, имевшего 6-ой дан по дзюдо, на занятиях в отделе полиции города Муроран за 2 месяца до смерти. В день, когда его не стало, он почувствовал себя плохо на станции Аомори северной оконечности основного японского острова Хонсю, и был принесен учениками в гостиницу города Ито уже мертвым. Один из наиболее выдающихся бойцов последнего поколения самураев покинул этот мир в возрасте 83-х лет, после чего задача продолжения его работы лежала на учениках. Это были Токимуне Такеда, Юкиеши Сагава, Такума Хиза, Тойосаки Матсуда, Какюоши Ямамото и Морихеи Уешиба. Таномо Саиго, учитель Сокаку Такеда, говорил ему, что время меча кончилось и айкиджиуджитсу в их боевой системе должно уделяться основное внимание. Это Сокаку Такеда, в свою очередь, передал ученикам. Широ Саиго (1867-1922) Еще одним из наиболее ярких учеников Таномо Саиго был Широ Шида - человек огромных природных способностей, ставший одновременно наследником традиций школ Дайто Рю Айкиджитсу (оно стало известно как Такеда Рю Айкиджитсу) и Кодокан дзюдо. В 1882 г. он был усыновлен Таномо Саиго и принял имя Широ Саиго, под которым стал известен миру. Он был увековечен в печати как Санширо Сугата, чемпион по дзюдо - герой романа, который вышел несколько позже и в значительной мере способствовал популяризации движения дзюдо, которое связывали с именем Джигоро Кано. Этот очень нужный роман был написан внуком Тсунеджиро Томита, одним из лучших учеников профессора Кано. Усыновив Широ Саиго, Таномо Саиго признал его своим последователем, сыном, который бы мог продолжить традиции школы Дайто Рю Айкиджитсу. Однако, Широ присоединился к Джигоро Кано, возглавив его новое направление в дзюдо - "кодокан", поэтому Таномо Саиго передавал секреты своего мастерства также и несколько эксцентричному Сокаку Такеда, который по прошествии времени оказался его наиболее достойным последователем. В 14 лет Широ отправился в Токио, надеясь стать солдатом, но получил отказ, потому что его вес был меньше минимально необходимого. Поэтому он вновь сосредоточился на тренировках по джиуджитсу и быстро создал себе высокую репутацию, которая привлекла внимание Джигоро Кано - известного преподавателя эпохи реформации. Профессор Кано, который был учеником школ Теншин Шин но Рю, Кито Рю и Секи Гучи Рю джиуджитсу, разрабатывал на основе этих старых стилей свою собственную систему борьбы без оружия, которую назвал "дзюдо". Система Теншин Шин Рю использовалась в основном "Ashigaru"- нижним чином пехоты феодальных времен и "Chugen" - чем-то вроде слуг при самураях. Соответственно, она зависела от силы таза и мощности корпуса в большей степени, чем от опыта и точности движений, в отличие от систем, использовавшихся самураями. Современное дзюдо явно демонстрирует и в действительности придает излишнее значение зависимости от грубой силы. Кано уделял большое внимание роли своей системы в образовании и формировании характера. Его, однако, мало волновало то, что у его стиля было много ограничений и то, что он был несравним с существовавшими тогда школами исключительно эффективного в поединках джиуджитсу. В Широ Саиго он нашел идеального чемпиона для своего нового движения. У Широ Саиго, который занимался Дайто Рю Айкиджитсу с Таномо Саиго, одним из наиболее выдающихся Японских мастеров, были природные способности, огромная сила и жажда знаний. К 21 году он получил пятый дан - высшую степень, присваивавшуюся в школе Кодокан. В борьбе против других школ джиуджитсу он побеждал противников с помощью броска, из школы Дайто Рю, называемого "Yama Arashi" или горный шторм, который отождествляли с его именем. Больше никто из его поколения не мог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти, и она была настолько сильной, что большинство противников не могли некоторое время после броска встать на ноги. Джигоро Кано умно, хотя и немного нечестно, использовал мастера техники Дайто Рю, чтобы доказать превосходство своей собственной системы дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Саиго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами, и подсечек не вошли в новое искусство, поскольку считались, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе дзюдо. К 1905 г. система Кодокан включала около 150 так называемых "приемов", в то время как в Дайто Рю число видов техники или waza превышало 2000. Кроме того, В школе Кодокан были введены правила соревнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию дзюдо от уровня боевого искусства (bujutsu) к системе изучения боевого искусства (budo), и далее, наконец, к уровню спорта и спектакля для публики. Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после публикации романа по материалам из жизни Широ Саиго, что привлек внимание иностранцев. К 1905 г. вышло несколько книг на английском языке, посвященных системе "джиу-джитсу", как она еще называлась, м-ра Кано. Официальной линией Кодокана была установка о неэффективности старых стилей джиу-джитсу по сравнению с новым методом Кано. Они Публично утверждалось, что "Японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала по более научной системе Кано. Представитель старых школ первого ранга оказывается беспомощным перед рядовым умным учеником Кано" (цитировано по "Полному курсу Кано джиуджитсу", авторы Ханкок и Хигами. Книга была опубликована издательством G.P. Puthan and Sons в 1905 г. Переиздана и сейчас может быт приобретена в Dover Public Inc., Нью-Йорк.) Конечно, не говорилось, что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных видов техники, таких как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае результат соревнования было бы несложно предсказать. Если стиль профессора Кано был столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее талантливых мастеров Дайто Рю Айкиджитсу того времени для повышения престижа своей школы? Кано знал, что большинство старых школ джиу-джитсу не нарушит традиции и не начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому он мог уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его примут, а тем, кто решится, придется столкнутся с техникой Дайто Рю в исполнении Широ Саиго. Во всяком случае, многие из так называемых "Koryu"- старых школ джиу-джитсу были вовсе не старыми, а включали группы тех, кто перенял искусство после исчезновения класса самураев несколько десятилетий назад. Хотя многих из них учили самураи, старавшиеся выжить в трудное время реставрации власти Мейджи, в основном они были дилетантами, не имевшими опыта поединков и работы с оружием. Все же было бы ошибкой слишком критически относится к профессору Кано, поскольку он достиг больших успехов в области образования и все же добился признания своей единой и высокоорганизованной школы дзюдо как основы стандартной системы подготовки японской полиции и армии. В то время дзюдо включало небольшое число видов техники, которые были малоэффективны в единоборстве, то есть могли эффективно применятся, только если нападающий был безоружен, не подготовлен и одет так, чтобы "judoka" мог захватить одежду для выполнения техники дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники против вооруженного и хорошо подготовленного самурая была невелика. Случилось так, что Широ Саиго оставил ряды школы Кодокан и переехал в Южную Японию, где работал репортером. (Он получил 9-ый дан "hanshi" по кюдо, японскому виду стрельбы из лука, и умер 23 декабря 1922 г. в возрасте 57 лет.) Одним из объяснений может быть то, что давление, оказываемое нуждающимися в его услугах школами Кодокан и Дайто Рю было настолько велико, что он решил уйти из них обеих. Другое, более вероятное, объяснение связано с фактом столкновения Широ и еще нескольких мастеров джиу-джитсу с борцами сумо во время отъезда Кано в Европу, когда Широ выполнял его обязанности. Для наведения порядка и восстановления мира была вызвана полиция. К сожалению, несколько храбрых полицейских офицеров, пробовавших вступить в переговоры, были сброшены группой Широ Саиго в реку Сумида. Поскольку профессор Кано был главой полицейской школы дзюдо, это могло иметь самые серьезные последствия, и поэтому, чтобы избежать их, а возможно и избавить профессора Кано от неприятностей, Саиго временно покинул его. С отъездом Широ Саиго из Кодокана оборвалась связь этой школы с истинно боевыми искусствами. С этого времени дзюдо в основном утратило свою жизненность. В последующие годы дзюдо все больше и больше превращалось в спорт, хотя его основатель никогда к этому не стремился, а "жесткое" дзюдо сохранилось только в армии и полиции. Вторая мировая война отмечает момент его превращения из полу эффективного метода борьбы (формы будо) просто в спорт, практически не эффективный в реальном поединке, в котором для победы решающими факторами стали грубая сила и хитрости в пределах правил соревнований. Морихеи Уешиба и Айкидо Морихеи Уешиба родился 14 декабря 1883 г. в области Мотомачи района г. Танабе в префектуре Вакаяма. С самого раннего возраста он был увлечен, и можно сказать, поглощен религией, поэтому его родители поощряли его занятия физическими упражнениями, в том числе плаванием и сумо, для борьбы с этим уклоном. В молодости он переехал в Токио и открыл маленькую фирму. В период жизни в столице он изучал джиу-джитсу школы Кито Рю и искусство работы с мечом школы Шинкаге Рю. Он вернулся домой в связи с ухудшением здоровья, но позже, около 1903 г, записался в армию и вполне успешно участвовал в русско-японской войне. В 1912 г. Морихеи Уешиба переехал на остров Хоккайдо. Этот самый северный остров Японии тогда заселялся по инициативе правительства, которое хотело обеспечить его сохранение в составе Японской Империи. Стратегическое положение острова делало эту задачу достаточно важной, тем более, что русские проявляли к нему интерес. Семь лет назад при поддержке Англии Япония так проучила Россию, что это должно было не скоро забыться, поэтому было важно сохранить достигнутое преимущество, а для этого следовало заселить остров Хоккайдо японскими гражданами как можно быстрее. Во время жизни в качестве поселенца на Хоккайдо, Уешиба был представлен Сокаку Такеда с помощью Катаро Йошида, и стал его учеником. В последующие семь лет он учился у этого мастера. В то время Сокаку Такеда находился в расцвете жизни и на вершине своих возможностей. В 1922 г. в возрасте 39 лет Уешиба в составе группы всего из 23 человек, получил степень "Kyoju Dairi" (Это показывало знание основной части техники Дайто Рю - 118 видов базовой техники, 80 видов техники aikijutsu okugi, 66 - hiden okugi и 84 - gohin yo no te). Однако, двое учеников получили более высокую степень. Юкийоши Сагава и Такума Хиза получили степень "kaiden", а Юкийоши получил также "soden" - степень, отражающую полное знание техники (2884 waza, включая работу с палкой, мечом, двумя мечами, копьем, шестом, железным веером, метательными снарядами и коротким мечом). После смерти учителя Юкийоши стал 36-м ведущим мастером Дайто Рю Айкиджитсу, но затем отказался от этого положения в ползу сына учителя Токимуне Такеда, когда тот вернулся с последней войны. В 1936 г. Морихеи Уешиба открыл свою собственную школу в Токио, назвав свой стиль Айкибудо. Хотя его критиковали за то, что он сменил название своего Dojo вскоре после почти смертельного приступа болезни, который перенес его учитель в 1941 г., это могло быть и совпадением. Фактически, сначала он не мог остановится ни на одном имени, и называл свою школу сначала Уешиба Джуку Айкиджиуджитсу, потом Айкибуджитсу, далее Кобукаи Айкибудо, Теншин Айкибудо, Такемузу Айки и, наконец, Айкидо. Это название было впервые зарегистрировано Минору Хираи в центре Бутокукаи, тогда представлявшем высшую власть в области боевых искусств Японии. Несомненно, то, что до войны Уешиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, переданной ему Сокаку Такеда. Тренировки в его школе были настолько тяжелыми, что ее называли "jigoku dojo" или дьяволской школой. Травмы, часто тяжелые, были обычным явлением, и оставались только самые выносливые. Его лучшими учениками этого периода были: Гозо Шиода, Кенджи Томики, Минору Хираи и Минору Мочицуки. Минору Мочицуки принес Айкидо, Дзюдо и Катори Шинто Рю яйдо в Европу после второй мировой войны. За свои заслуги получил награду французского правительства. Гозо Шиода, очевидно, был лучшим из тех учеников Морихеи Уешиба, кто остался верен исходной технике Сокаку Такеда. Свидетельство этого - высокая эффективность его системы Йошинкан и ее использование для тренировок в полиции и армии. В начале войны Морихеи Уешиба продолжал учить, но в 1942 г. он переехал в город Ивама префектуры Ибараги и занялся сельским хозяйством. Причина этого неясна. Один из его биографов утверждает, что это было выражением протеста против власти военных и страданий, вызываемых войной. Возможно также, что он чувствовал необходимость этого шага, поскольку религиозное движение, с которым он был тесно связан, попало под официальное преследование Kipei Tai - Японской военной полиции, выполнявшей те же функции и имевшей такую же славу, как Гестапо в Европе. Фактически известно, что взрыв, разрушивший центр секты Омото Кио Шинто, руководимой Онисабуро Дегучи, был делом рук военных, которые мстили Дегучи за публичные критические выступления в их адрес. После войны Уешиба вернулся в Токио, и теперь назвав свое искусство "Айкидо", снова начал учить в dojo в районе Вакаяма Токио вблизи Шинджуки. Постаревший и все более и более склоняющийся к религии, он сменил основное направление своей школы с изучения боевого искусства на формирование личности с помощью айкидо. В действительности, то, что до войны было жесткой, но эффективной боевой системой, включавшей как нападение, так и защиту, теперь стало религиозной философией, включающий измененную систему айкиджитсу, составившую репертуар айкидо. В годы после поражения Японии такая постановка дела встретила плодородную почву. Айкидо Уешиба было одобрено оккупационными силами США в качестве допустимого "мирного" занятия, и распространилось, затмив все школы айкиджитсу, открытые бывшими учениками Сокаку Такеда. Долгое время в глазах всего мира Морихеи Уешиба представлял айкидо. Олицетворением искусства стал энергичный старый джентльмен с длинной белой бородой и сверкающими глазами. Без сомнения, Морихеи Уешиба был сильной личностью, под влияние которой попадали связанные с ним люди, и вызывавшей в других такую любовь к нему, что они были готовы с радостью пойти на большие жертвы ради него. Мы никогда не узнаем, была ли эта сила следствием его религиозных убеждений, или это был врожденный дар, полученный от Бога. Достаточно сказать, что этот дар активно использовался и многие от этого выиграли. Однако, подобно тому, как ночь сменяет день, любое положительное явление имеет отрицательные последствия. Так произошло и с айкидо. Притом, что система Уешибы, возможно, и формировала лучшую "личность", за счет упора на укрепление характера и духовные аспекты, многие виды техники школы выродились до того, что стали неприменимы на практике. Теперь выполнение многих из них стало возможным только в случае помощи "противника", дающего себя бросить. Другие зависели от активности участия противника в выполнении техники, когда он должен был удерживать сильный хват, за счет которого защищающийся выполнял бросок. То, что Морихеи Уешиба мог делать за счет своего глубокого знания Такеда (Дайто) Рю Айкиджитсу и сверхчеловеческих личных качеств, другие могли только изобразить, выполняя то, что выглядело как стилизованная ритуальная техника, вероятно не применимая в реальном единоборстве и часто требующая помощи "жертвы" в ее собственном падении. Это не критика, поскольку Морихеи Уешиба считал свое искусство Путем к Богу, а не методом достижения превосходства над другими смертными. Я не сомневаюсь, что он был бы счастлив, узнав, что вошел в историю как человек, превративший боевое искусство в путь мира за счет собственной системы. "О-Сенсей" Морихеи Уешиба умер в 1969 г. в том же возрасте и за несколько дней до годовщины смерти своего учителя Сокаку Такеда. То, что осталось после него, представляла группа преданных ему учеников, взявшаяся продолжать начатое им дело. Его сын Киссомару Уешиба стал вторым ведущим мастером школы, и слава системы продолжала распространяться. Но для многих Школа - это был человек, и никто не мог заменить его. Когда свет его жизни угас, это было для его последователей почти подобно солнечному затмению, оставившему отметку в истории до того, как свет вновь упал на землю. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как я уже говорил в начале, мы должны изучать старое, чтобы понять новое, что в особенности относится к Айкидо. Мы должны изучить методы Сокаку Такеда, понять как и зачем они были изменены его учениками, особенно Морихеи Уешиба, и какие последствия имели эти изменения. Если мы не сделаем этого, а будем просто слепо идти туда, куда нас ведут, то мы никогда не узнаем, насколько эффективно то, чем мы занимаемся. Айкидо очень сильно изменилось за прошедшие 80 лет, и мы должны постараться не допустить его изменения до такой степени, когда оно станет просто собственной тенью. Техника Daito Ryu Aikijujutsu была передана от Сокаку Такеда Морихеи Уешиба, когда оба они были в идеальном для этого возрасте. Сокаку Такеда был на вершине своих возможностей. Его ученик был молод, силен и обладал огромной жаждой знаний. Значение этого не может быть переоценено - именно таким путем должна передаваться истинная техника любой школы боевого искусства, чтобы сохраниться. От лучшего учителя на вершине его жизни к самому сильному и способному молодому ученику. Это можно представить себе так. Камни в верхней части ручья крепки и неотшлифованы, подобно характеру и технике молодого Учителя. В месте же впадения ручья в океан даже самые крупные и крепкие камни становятся мелкой гладкой галькой. В середине же пути от истока до устья ручья камни крупные, но отшлифованные, подобно мастерству Учителя боевых искусств в расцвете сил. В жизни это так же верно, как в Айкидо, и я советую вам искать лучшего Учителя так, чтобы учиться у него в тот период, когда он находится на самой вершине своих возможностей - когда сильная и эффективная техника регулируется устойчивым характером, анализом и опытом. Еще один момент, который я хотел бы отметить - это характерная для всех нас склонность к эгоцентризму и узости мышления. Многие современные боевые искусства легко превзойти, поскольку они изучаются в изоляции, и в результате становятся слабыми и неэффективными. Ryu самураев было сложным искусством, развивавшим бойца в различных направлениях. Знание самого разного оружия давало уверенность в том, что техника останется эффективной в поединке. Современный энтузиаст, однако, в основном стремится заниматься лишь одним боевым искусством, и в результате не может понять ни того, с чем он может столкнуться в реальной схватке ни того, как этому противостоять. Применение айкидо против айкидо порождает слабость и само деградацию. Как работающий с мечом профессионал, я могу заверить вас, что современное айкидо не может противостоять повторным атакам опытного мастера работы с мечом. Айкиджитсу, или точнее, Айкибуджитсу, могло и делало это поскольку глубокое понимание техники работы с мечом, давало возможность самураю эффективно защищаться без оружия. Каждому, кто хочет серьезно заниматься Айкидо, я усиленно рекомендую изучать технику работы с мечом, работу с ножом (tanto jutsu) и другими видами оружия. Знание этого не только значительно улучшит вашу технику и повысит ее эффективность, но и позволит выйти на новый, значительно более высокий, уровень мастерства. Иногда я посещаю показательные выступления по Айкидо, и мне становится стыдно за некоторых инструкторов. Неужели они действительно ждут, что люди поверят в возможность победы над тремя крепкими вооруженными мечами противниками за счет энергии ki, или в то, что, владея техникой на слабом уровне, можно отбросить противника на 6 метров? Неужели они сами в это верят? Эта профанация меня крайне раздражает, поскольку наносит ущерб памяти Сокаку Такеда и Морихеи Уешиба. Конечно, ki -это важно, но столь же важны время реагирования, сила и технические навыки. В системе айкидо много составляющих ее компонентов и ki - не самый важный из них. Мы должны вернуться назад к периоду перед последней войной, когда активно работали Сокаку Такеда и Морихеи Уешиба, и изучать ту технику, которой учили они оба. Уешиба, до того как состарился, был известен как очень жесткий учитель, и серьезные травмы были нередки в его 'jigoku' (дьявольской) школе. Мы должны всеми силами противостоять понятному желанию копировать технику учителя преклонных лет, потерявшего свою силу, независимо от того, насколько мы его любили и уважали. Тупо копируя технику своего старого учителя, вы не проявляете уважение, а вредите ему. Если же вы хотите увековечить его память, изучайте технику, которой он владел, будучи в расцвете сил. Мы утратили корни тех искусств, которые изучаем. У самураев существовали большие (dai no budo) и малые (sho no budo) ,боевые искусства. Большие искусства предназначались для применения на поле боя, и включали работу с мечом, копьем и другими видами оружия, стратегию и т.д., а дополняющие их малые искусства, например jujutsu, использовались в случаях, когда воин оказывался безоружным. Они успешно сосуществовали и преподавались как единая система. После разделения и те и другие в значительной степени утратили свой потенциал, хотя большие искусства - работа с оружием, по-прежнему преобладали над малыми - работой без оружия. Сильное Айкидо не может существовать в изоляции. В качестве малого искусства оно должно быть дополнено большим искусством, таким, как например, работа с мечом. Это даст возможность ученику, получившему комплексные знания, противостоять вооруженному противнику и победить его. У всех боевых искусств есть свои сильные и слабые стороны. Мы должны честно принять и учитывать это. Невежество - самая большая слабость человека. Я также совершенно против точки зрения многих инструкторов, утверждающих, что сила не должна использоваться в Айкидо, якобы в соответствии с установкой Морихеи Уешиба. Когда Уешиба был в расцвете сил, люди боялись его жесткой техники Daito Ryu. Его учитель Сокаку Такеда двадцать лет путешествовал по Японии, бросая вызов величайшим мастерам боевых искусств и побеждая их. Тот, кто избегает жесткой и сильной техники, никогда не достигнет вершин знания aiki, навсегда оставшись в сетях самоуверенного невежества, столь характерного сейчас для изучающих айкидо. Если два противника одинаково подготовлены, победит тот, кто сильнее. Если у сильного человека слабая техническая подготовка, то тот, кто слабее, но технически выше, может победить его. Это факты, а не теория. Когда вам говорят, что ki выше и силы и техники - не верьте, это обман. Я хочу, чтобы все поняли истинное Айкидо, я не критик, но тот, кто хотел бы способствовать наилучшему пути развития Искусства. Некоторые из тех, кто не хочет сталкиваться лицом к лицу с правдой, могут оспорить мое право высказывать свое мнение по этому вопросу в надежде, что на мои замечания можно будет не обращать внимания, и все останется как есть. Я с удовольствием поделюсь своим опытом в области боевых искусств. Я начал заниматься в 18 лет, и в течение 6 лет был uchi deshi Гозо Шиода. Я продолжал изучать работу с мечом под руководством Тайзабуро Накамура, Нобухару Йагуи и Тессинсаи Учида, а также работу с другими видами оружия под руководством Мотокатсу Иноуе. В качестве иллюстрации практических возможностей своей техники, я приведу два примера, не с целью похвастаться своими возможностями, а просто чтобы показать эффективность техники, которой меня учили. Живя в Токио, я предотвратил убийство соседа, к которому забрался грабитель, за что получил благодарность начальника Городской Полиции. Не так давно в центре Лос-Анджелеса на меня напал вооруженный ножом бандит. Я отобрал у него нож и удерживал его в течение часа до прибытия полиции. Я хотел бы, чтобы занимались именно таким айкидо, а не таким, в эффективности которого сомневаются даже те, кто почти или совсем ничего не понимает в боевых искусствах. Около 1580 г. Ямамото Кансуке написал книгу Heiho Okugi Sho (внутренние секреты военной стратегии). В то время Ямамото Кансуке был ведущим военным стратегом клана Такеда. Он помог разработать стратегию, настолько сильно поразившую Токугава лейазу (оказавшегося одной из ее жертв), что, став Сегуном, он официально признал эту систему военной системой правительства Токугава. Руководство, в котором рассматривались как общие вопросы стратегии, так и практические методы ведения боевых действий, использовалось самураями клана Такеда, от которых произошла современная техника Айкидо. Четыре века назад было написано следующее - " Самураев-учителей стратегии (heiho) можно разделить на три отдельные группы. Heiho-Sha - это самурай, который долго учился у многих мастеров, а затем добавил результаты собственного анализа, сформировав собственную боевую систему. Это дает возможность быть непобедимым - виртуозом в искусстве войны. Heiho-Jin - это человек, изучавший боевые искусства не столь глубоко, но уловивший ряд важных моментов и отработавший определенную технику, которую может в необходимый момент применять для победы (он чувствует необходимое время действия). Он будет побеждать в отдельных случаях, но не всегда. Heiho-Tsukai просто копирует своего учителя, передавая технику дальше без изменений. В результате техника со временем деградирует". Я надеюсь, что у вас хватит желания и сил, чтобы стремится к уровню Heiho-Sha, чтобы летать с орлами, а не пастись с овцами. Нельзя допускать, чтобы Айкидо утратило практичность и эффективность. Боевое искусство должно развиваться и в мирное время. Qui desirat pacem, praeparet bellum Пусть тот, кто хочет мира, готовится к войне. Тошиширо Обата, январь 1988 г { 21 июн 2008 }
Читайте также:
Комментарии (6)Новый комментарийТолько зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться. |
Реклама:
|
Из выше прочитанного, можно сделать вывод: "Нет повести печальное на свете, чем повесть об ай-ки-до".
Год 1988) - это период, когда в России стали "открыто" культивировать восточные традиции, в том числе и религиозные...) - Но, россияне, так и не смогли стать японцами-китайцами, как и японцы-китайцы россиянами.
Итак:
Я не собираюсь заниматься подробным анализом военно-прикладного искуства ай-ки-до. Будет правильно, если мы не станем смешивать культуру и традицию людей и начнём заниматься своей собственной культурой и традицией. Благо тому, у нас накоплен достаточный опыт и знания в иных "культурах" и "традициях".
Что касается самого ай-ки-до, то мы знаем: на начальном этапе это был (один из видов) военно-политической стратегии, на базе которых сформировались под-виды. Дальше, пошло проявление "вида". Так появились разновидности вида "ай-ки-до" (определённые стойки, движения, захваты, удары...). К ним можно было бы добавить "зверинные" стили и ни чего страшного (бы) не произошло.
Бакши Джамба.