И вот начало. Есть такая черта в японских БУДО, над которой все время стебутся адепты европейских школ - "рей, ос, хаздиме...белые штаны, черные юбки, деревянные мечи, ич, ни , сан..."- в общем та внешняя мишура, на которую (надеюсь это не секрет) клюет обыватель. Естественно, каждый адепт найдет кучу доводов, поясняющих целесообразность того или иного "восточного выпендрежа". Однако, думаю, всему надо знать меру.
Речь идет о внутренней культуре клуба. Она, естественно, как бы сказать...насаждается Сэнсэем - это нормально, так и должно быть. Но я думаю, что она должна быть естественна и для учеников. В нашем клубе с недавнего времени произошли некоторые культурные перемены и мне интересно обсудить их целесообразность.
Мало того, что мы считаем на японском, хоть мы сами не японцы - к этому все привыкли. Мы более-менее понимаем что такое рэй и привыкли выражать уважение к партнеру поклоном. Это тоже уже очевидная норма. Что такое мокусо...у каждого наверное уже свое мнение. А это тема, достойная отдельного обсуждения.
Так вот, ЗАЧЕМ нужно говорить как попугай непонятное мне слово онегаесимас и домеаригато... после каждого поклона? От повторения этих слов лично у меня не прибавляется уважения к партнеру, а только возникает раздражение. Более того, не во всех школах поклон сэнсэю после каждого его пояснения обязателен. Вполне достаточно кивка головы.
Не кажется ли вам, что мы настолько убегаем от сути за пустые ритуалы, что скоро вообще отучимся ломать руки (не говоря уж о какой-то там философии БУДО) потому что руки у нас будут заняты растягиванием в стороны глазниц - чтоб "хай" больше походило на восточный оригинал?
Японские термины. Перевод непонятных слов, смысл медитаций, эзотерическая подоплека упражнений - все, что касается именно "восточных" особенностей Айкидо и целесообразности их использования в нашей практике.